О существовании Ar-232 в Советском Союзе узнали после того, как 5 сентября 1944 года самолет этого типа совершил посадку в районе Смоленска и высадил двух немецких агентов, имевших задание совершить покушение на Сталина. В ходе неправдоподобно авантюрной операции «Цеппелин» одетые в советскую униформу агенты (мужчина и женщина) должны были на доставленном также на самолете мотоцикле добраться до Москвы, выследить кортеж; автомобилей, доставляющих Сталина на дачу в Кунцево, и поразить его автомобиль из реактивного гранатомета.
Самолет Ar-232 был выбран для реализации этой операции по той причине, что его конструкция идеально соответствовала поставленной задаче: благодаря наличию под фюзеляжем одиннадцати пар колес малого диаметра он мог совершить посадку на любой более или менее ровной площадке, а через большой люк в задней части фюзеляжа-гондолы можно было загрузить не только мотоцикл с коляской, но и автомобиль-вездеход.
Разработка военно-транспортного самолета, способного действовать с необорудованных аэродромов, была начата фирмой «Арадо» в 1940 году. Самолет представлял собой цельнометаллический высокоплан с трапециевидным крылом и разнесенным двухкилевым хвостовым оперением. Фюзеляж: был выполнен в виде обтекаемой гондолы, переходящей в относительно тонкую балку, несущую хвостовое оперение. В носовой части фюзеляжа находилась кабина пилотов. Имевший большую площадь остекления фонарь кабины пилотов не выступал из обводов фюзеляжа и обеспечивал обзор более 200° по горизонтали. В верхней части фюзеляжа непосредственно за кабиной пилота находилась подвижная стрелковая установка башенного типа с 20-мм пушкой MG-151/20, а в носовой и хвостовой частях гондолы монтировались подвижные 13-мм пулеметы MG-131. Кроме того, в шкворневых установках в окнах бортов гондолы молено было закрепить еще до восьми 7,92-мм пулеметов.
В хвостовой части гондолы имелся большой грузовой люк, дверь которого опускалась с помощью гидропривода вниз и могла использоваться в качестве аппарели для загрузки техники и крупногабаритных грузов. Доступ в гондолу происходил через дверь в левой стене гондолы, через эту же дверь могли десантироваться парашютисты.
Основное шасси самолета было трехстоечным, убирающимся в полете. Основные стойки имели по одному колесу с пневматиками большого диаметра и убирались с помощью гидропривода в крыло в направлении к фюзеляжу. Носовая стойка имела два колеса меньшего диаметра.
Особенностью шасси самолета, за которое он получил неофициальное название «сороконожка», было наличие уже упомянутого выше вспомогательного шасси с одиннадцатью парами колес малого диаметра. Благодаря этому шасси самолет имел минимальное удельное давление на грунт и мог взлетать и садиться на неровные площадки с малой несущей способностью грунта.
Первоначально на Аг-232 планировалось устанавливать два двигателя BMW-801MA мощностью по 1600 л.с. каждый. Проходившие испытания в 1941 году первые два опытных образца самолета (модификация Аг-232А) были оснащены именно этими двигателями. Однако вскоре выяснилось, что для серийного производства Аг-232 эти двигатели поставляться не будут в связи в большой потребностью в них при производстве истребителей Fw-190.
Выход из этой ситуации был найден в установке на Аг-232 четырех двигателей BMW-323R-2 мощностью 1200 л.с. каждый, при этом, правда, пришлось переконструировать крыло самолета, увеличив его размах на 1,7 м. С этими двигателями самолет получил обозначение Ar-232В и выпускался малой серией на заводах фирмы «Арадо». Всего было произведено 22 самолета Ar-232 в виде модификаций «А» (двухмоторный самолет) и «В» (четырехмоторный). Большая часть из них поступила на вооружение эскадры KG-200, выполнявшей специальные операции. В зависимости от конкретных задач в конструкцию Ar-232 вносили различные изменения, так что можно считать, что все выпущенные самолеты этого типа были в той или иной степени экспериментальными.
ЛТХ
Ar.232B-0
Размах, м
33, 50
Длина, м
23, 52
Высота, м
6, 60
Площадь крыла, м2
142, 50
Вес пустого, кгс:
12780
Вес взлетный, кгс:
20000
Крейсерская скорость, км/ч
288
Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч
308
Время набора высоты 4000 м, мин
15, 8
Дальность, км
1340
Потолок, м
6900
Экипаж, чел
4-5
Груз, кг
4580
Двигатели
Кол-во
Тип
Модель
Мощность, л.с.
1
4
ПД
BMW-Bramo323R-2Fafnir (1200 л.с.)
4х1200
Основные модификации
Модель
Особенности
Экз.
Ar.232 V1/2
прототип; двигатели: 2 х BMW 801MA (1580 л.с.); на V2 установлено оборонительное вооружение
2
Ar.232 V3
двигатели: 4 х BMW-Bramo 323R-2; увеличен размах крыла
1
Ar.232B-0 (V4/22)
предсерийный; как прототип V3; версия транспортного самолета; 1 экз. был с двигателями Gnome-Rhône 14M (700 л.с.), 1 экз. - с неубирающимся лыжным шасси