В предшествующее эпохе Эдо время нагината, увесистая, с длинной рукоятью и коротким лезвием алебарда, была в основном оружием мужей для использования в боевой сечи. В мирное же время Эдо нагината в качестве боевого оружия устаревает, она перекочевывает в руки женщин из рыцарских семей для защиты родного очага. Позже, в ту же самую эпоху Эдо, учебное оружие, напоминающее нагинату, играет важную роль в физическом воспитании женщин.
Тиба Сюсаку, основатель Хокусин Итто Рю, сделал многое для пропаганды идеи использовать учебную нагинату в состязаниях против вооруженных синаем кэндоистов. На протяжении Мэйдзи, Тайсё и в начале эры Сева нагината использовалась в нагината-дзюцу в целях физического воспитания женщин; в период национальных бедствий нагината-дзюцу становится обязательным предметом обучения во всех школах, от начальных до высших. Само по себе нагината-дзюцу, хоть и практиковалось как духовная дисциплина, не было полностью лишено воинских качеств. Однако легкость учебного оружия прямым образом влияла на саму форму обращения с ним, и поэтому современные техники существенно отличаются от того, как пользовались средневековые рыцари этим грозным оружием.
Среди почти пятисот различных рю, где практикуется нагината-дзюцу, имеется много технических различий, что существенно затрудняет создание истинно национального стандарта техники нагинаты. Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, наиболее старая в Японии, прошедшая испытание временем школа воинского искусства, Буко Рю и Рюго Рю используют нагинату в рамках дзюцу для воспитания отваги у своих приверженцев и привития вкуса к победе. Но другие рю больше тяготеют к классической концепции до. Хисин Рю учила искусству владения нагинатой для того, чтобы сделать своих адептов "совершенными божествами" или обладателями "абсолютного знания". Гассан Рю и Тэндо Рю рассматривали занятия с нагинатой в ином свете; для них это средство, наполняющее адептов этих школ сознанием "божественного провидения", иначе "бесконечной мудрости". Сэни Рю, Дзикисин-кагэ Рю, Сэйкан Рю и Санва Рю использовали нагинату для развития "острого и живого ума", тогда как Анадзава Рю, Масаки Рю и Тода Рю привлекали занятия нагинатой в качестве средства, которое позволит сохранить семейное имя и семейную честь и закрепить особые общественно-политические пристрастия и антипатии.
Лишь в 1953 году с созданием Всеяпонской федерации нагината-до и ее утверждением со стороны Министерства просвещения стало возможным создание национального стандарта техники нагинаты.
Нынешняя цель занятий нагинатой, проводимых в рамках данной федерации, такова:
духовная дисциплина;
физическое воспитание;
спортивная состязательность;
атлетическая подготовка.
Сочетание технических элементов, тщательно отобранных из различных рю, вместе с изменениями в техниках классического нагината-дзюцу и составило основу национального стандарта, которым является современная дисциплина нагината-до. Основу здесь составляют пять базовых ка-маэ: тюдан (средний уровень), дзёдан (верхний уровень), гэдан (нижний уровень), хассо (вертикальная боковая стойка) и ваки (горизонтальная боковая стойка). Техники включают скользящий удар, рубящий удар, колющий удар, блокировку, отбив и прикрытие. Эти техники в их чистой форме выражаются через ката, иначе "формы", либо через учебный бой. Учащиеся носят защитное снаряжение, подобное тому, что одевают кэндоисты, дополненное наколенниками. В сиай вооруженный учебной нагинатой боец вступает в единоборство с противником, вооруженным подобным образом либо же имеющим в руках синай. В поединке соперники пытаются провести удар, который бы оказался смертельным в случае с настоящей нагинатой; объектами атаки здесь служат голова, горло, плечи, солнечное сплетение, туловище и голень. Суровые занятия дисциплинируют ум и освежающе действуют на организм почти двухмиллионной армии последователей нагината-до, современной дисциплины, большинство адептов которой составляют женщины.