Один из наиболее популярных среди "хуацяо" (этнических китайцев, живущих в других странах), а также среди европейцев и американцев стиль китайского ушу. Впрочем, в КНР этот стиль известен под другим названием - Юнчунь. Его возникновение датируется XVII веком и связывается с женщиной по имени Инь Вин-Чун (Поющая Весна).
Предание повествует, что сначала она изучала шаолиньский стиль ушу под руководством своего отца и своего мужа Хун Цзэгуана, одного из "десяти тигров Шаолиня". Но потом стала ученицей монахини по имени Нгань Хуэй, разработавшей свой собственный метод самозащиты и не знавшей поражения ни в одном поединке с мужчинами. Творчески переработав систему Нгань Хуэй, Инь Вин-Чун создала оригинальную технику боя, которую после смерти этой женщины стал пропагандировать ее муж, давший стилю имя своей жены.
В настоящее время существуют два основных направления стиля Вин-Чун: китайское, связанное с именем мастера Ип Мэня (1898-1972) из Гонконга, и вьетнамское, возглавляемое Нгуэн Тэ Конгом. Несмотря на сходство в исходных принципах и в манере ведения поединка, они имеют некоторые различия.
Во-первых, последователи Тэ Конга в настоящее время изучают комплекс "кулак пяти зверей", отдавая таким образом дань уважения знаменитому шаолиньскому стилю.
Во-вторых, есть различия в тренинге с деревянным манекеном. В Гонконге изучают комплекс "116 приемов", разработанный Ип Мэнем. Во вьетнамском направлении существует парный комплекс "108 форм", который можно выполнять вдвоем с партнером, на манекене или в одиночку. Другие различия несущественны.
Вин Чун - это техника боя на ближней дистанции, в которой важнейшую роль играют руки. Однако не следует думать, что работе ног в школе уделяется мало внимания. Техника ног очень изощренна и эффективна в реальном применении, поэтому в процессе тренировки ей уделяется достаточно времени.
Отличительной особенностью техники рук Вин Чун являются упражнения Чи сау (склеенные кисти), которые вырабатывают у последователей школы умение контролировать руки противника и правильно распределять свою силу. Подобные упражнения имеются и для ног. У мастеров школы развито "шестое чувство", позволяющее опередить намерение противника прикосновением к его руке и таким образом опередить его хотя бы на один ход.
Арсенал школы закодирован в шести комплексах формальных упражнений - Тао. Первый "Сиу Лим тао" (маленькая идея) исполняется на месте. В нем отрабатываются базовые движения и комбинации руками, а также происходит культивация внутренней энергии Ци. Второй "Чум киу" (поиск рук) посвящен отработке защиты и контроля от нескольких нападающих.
Этот комплекс отрабатывается уже в движении и включает новые элементы техники - удары ногами и локтями и т.д. В третьем "Бил дзе" (бьющие пальцы) отрабатывается техника работы пальцами и нанесение ударов по уязвимым точкам. Четвертый комплекс представляет собой работу с деревянным манекеном. Пятый и шестой комплексы посвящены отработке техники с оружием (шестом и "ножами-бабочками"). Все сказанное относительно техники справедливо как для китайского, так и для вьетнамского направления Вин Чун.
Сейчас в мире создано несколько крупных организаций, изучающих, развивающих и пропагандирующих искусство Вин Чун. К их числу относятся "Всемирная организация Вин Чун кун-фу" под руководством Вильяма Чеуна, "Международная организация Вин Чун кун фу" под руководством Лян Тина (оба - ученики Ип Мэня), "Ассоциация Вин Чун Тэ Конга" под руководством Винг Занга.