25 августа 1956 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР началась разработка проекта эскадренного миноносца с противокорабельными крылатыми ракетами нового поколения. А 6 декабря того же года, главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца. Несколько раньше заместитель главкома ВМФ утвердил ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия М-1 "Волна" и ударного реактивного оружия П-35. Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения.
Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный проект 58 разработали в середине 1957 года, а в сентябре Управление Кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте 1958.
Головной эскадренный миноносец, получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова 23 февраля 1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта 1961, а в июне 1962 его предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки определилась окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением". Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга.
Первоначально основным назначением корабля проекта 58 считалось уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия. Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника.
За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж эсминца проекта 56. При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех смежных отсеков.
В качестве энергетической установки в проекте 58 выбрали агрегаты ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих большей мощностью 45 000 л. с., меньшей удельной массой и большим КПД при одинаковых габаритах. В процессе создания установки выяснилось, что мощность можно будет довести до 50000 л. с. на один вал.
Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35, разработанный на базе комплекса П-5, которым вооружались подводные лодки проектов 644 и 665. Комплекс П-35 отличался от предыдущего значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44, имевшей обычное и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских, так и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой системой управления и обладал значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабля входили 2 пакетные счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет, система управления 4Р-44 "Бином" и другие обслуживающие устройства. Система управления "Бином" обеспечивала пуск ракет из ПУ, телеуправление ими радиокомандами на маршевом участке траектории, визирование цели через ракеты и командный захват цели головкой самонаведения.
Зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна" проходил всесторонние корабельные испытания па переоборудованном эсминце проекта 56К. Поэтому в распоряжении конструкторов уже имелись некоторые практические результаты.
Па корабле была установлена 76-мм двухорудийную автоматическую башенную артустановку АК-726. Две башни в кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС управления огнем МР-105 "Турель" превращала две двухорудийные башни как 6ы в одну четырехорудийную. Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов.
Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и торпедами 53-57. На корабле проекта 58 впервые устанавливалась реактивная бомбометная система РБУ-6000 с новыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Боезапас, состоящий из 96 РГБ, принимался из расчета четырех полных залпов. Комплекс РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как комплекс противоторпедной защиты.
Вертолёт на корабле появился только в техническом проекте, для чего пришлось удлинить кормовую оконечность корабля с целью обеспечения возможности приема на взлетно-посадочную площадку и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля полноценное базирование вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на кораблях проекта 58 удалось разместить лишь ВПП со светотехническим оборудованием, стартово-командный пост и небольшой запас авиационного керосина около 5 тонн. Базирование вертолёта можно считать чисто символическим.
Радиотехническое вооружение корабля первоначально состояло из двух двухкоординатных РЛС общего обнаружения МР-300 "Ангара". Задачи обнаружения надводных целей и навигации первоначально решались одной РЛС "Дон". Для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания торпедному и реактивно-бомбометному оружию имелась ГАС кругового и шагового поиска ГС-572 "Геркулес-2М" с выдвижной подкильной антенной.
Предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и 283 матроса.
Испытания головного корабля представляли особый интерес. Проводились они в Белом море с 6 июля по 29 октября 1962 года.
В ходе проработки различных вариантов программы военного кораблестроения количество новых ракетных крейсеров колебалось. По максимуму предполагалось построить таких кораблей не менее 16. Однако фактически было построено четыре корабля на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова, это "Грозный", "Адмирал Фокин", "Адмирал Головко" и "Варяг".
Крейсера проекта 58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. К началу 90-х годов эти крейсера уже перешагнули свой предельный возраст. В 1990 году из состава КТОФ первым был выведен "Варяг", в 1991 был списан "Грозный", в 1993 крейсер "Адмирал Фокин". В настоящее время в строю Черноморского флота еще остается "Адмирал Головко", но и он подлежит списанию из-за моральной устарелости.
Ракетные крейсера проекта 58 оставили заметный след в истории отечественного кораблестроения и флота. Принято считать их первыми и мире ракетными крейсерами, не имевшими зарубежных аналогов. Отечественным ученым и конструкторам удалось впервые на практике успешно решить задачу создания мощного компактного корабля с ракетными комплексами различного назначения, с высокой насыщенностью новым, по тем временам, радиоэлектронным вооружением и отвечавшим, как тогда представлялось, требованиям ведения войны на море. Ракетные крейсера проекта 58 стали первыми отечественными надводными кораблями с ядерным оружием.
Тактико-технические характеристикиДлина, м 142,7
Ширина по ватерлинии, м 15,2
Осадка, м 4,7
Экипаж, чел 304
Водоизмещение нормальное, тонн 4790
Водоизмещение полное, тонн 5315
Максимальная скорость, узлов 34
Дальность плавания при 14,5 / 34 узлах, миль 6000/1500
Количество вертолётов, шт 1