Данные по одному из экспортных вариантов исполнения корвета проекта 20382
От аналогичных кораблей западной постройки "Тигр" отличает меньшая стоимость, низкий уровень физических полей, высокая степень автоматизации управления корабельными системами, использование технологии "стелс". В экспортном варианте "Тигр" весьма незначительно отличается от базовой российской версии, нет принципиальных изменений в конструкции корабля и архитектуре его систем.
Среди особенностей проекта 20382 - модульная конструкция. Она позволяет в случае необходимости в сжатые сроки провести модернизацию, будь то замена вооружения, силовой установки и электронного оборудования. Это знаменует переход на принципиально новые стандарты в отечественном кораблестроении.
Разработчик корабля ФГУП ЦМКБ "Алмаз" предлагает различные варианты исполнения под специфические требования заказчиков. В частности, возможна установка 76-мм пушки "Отто-Мелара" вместо 100-мм отечественной АК-190М. Это, в частности, может повысить привлекательность российского предложения в Индии, где освоено лицензионное производство итальянских пушек.
По силовой установке российские заказчики предпочитают дизели отечественных производителей. На основной вариант корвета водоизмещением порядка 2000 т ставят четыре дизельных двигателя: два работают при плавании экономическим ходом и еще два подключаются, когда необходимо разогнать корабль до максимальной скорости (порядка 26-28 узлов). Российские моряки посчитали, что большие скорости кораблю ближней морской зоны не нужны, а силовая установка типа "дизель-дизель" обещает сокращение расхода топлива в 1,5 раза по сравнению с газотурбинным вариантом. Среди предложений - изделия ОАО "Звезда" (Санкт-Петербург) и предприятий из Коломны. По требованию заказчика возможна установка дизеля немецкой фирмы MTU. На "Алмазе" также готовы предложить газотурбинный вариант с использованием украинских агрегатов предприятия "Зоря" - "Машпроект".
Перспективы российских производителей пока расцениваются кораблестроителями как туманные, по крайней мере, в данном классе мощности. Турбина способна обеспечить большую скорость хода, что может потребоваться при перехвате скоростного судна-нарушителя. Если его не удастся настичь, то выручит наличие на борту корвета вертолета весом до 12 т.
Пока рассматриваются Ка-27, Ка-28 и Ка-31. Но для относительно небольшого корабля лучше подойдет 5-7-тонный летательный аппарат. Над новой машиной в данном классе работает фирма "Камов". Многоцелевому кораблю нужен многоцелевой вертолет, способный выполнять поисково-спасательные и противолодочные операции, а также выдавать целеуказание управляемому ракетному оружию.
В основном варианте на "Тигр" устанавливаются ракеты Х-35Э комплекса "Уран-Э". В большинстве ситуаций дальности стрельбы в 130 км вполне достаточно при решении задач в ближней морской зоне. Однако некоторые заказчики уже сегодня требуют более тяжелый и дальнобойный "Яхонт". На "Алмазе" считают, что у корабля есть резервы по водоизмещению и размерам палубы для установки такого грозного оружия. Правда, для обеспечения стрельбы ракетами дальнего действия (дальность стрельбы до 300 км) необходимо базирование на корабле вертолета типа Ка-31 с мощной РЛС, способного выдать целеуказание за пределами радиогоризонта.
Различные системы для корвета создают лучшие отечественные предприятия. Так, Уральский оптико-механический завод использует свои последние технологии, разработанные для авиационных комплексов, в новейшей электронно-оптической системе для кораблей проекта 20380. УОМЗ также работает над круглосуточным обзорно-прицельным комплексом и системой целеуказания корабельным артиллерийским установкам.
Итак, первый надводный корабль основного класса, задуманный, спроектированный и построенный в новой России, скоро станет реальностью. "Стерегущий" планируется ввести в боевой состав ВМФ РФ в 2006-м, и еще через год - второй корвет. Серийное производство сначала планируется с темпом один корабль в год, затем - полтора-два.