Высокоманевренное бронированное средство, обеспечивающее повышение защищенности, подвижности и огневых возможностей мотострелковых подразделений в условиях современного общевойскового боя.
История созданияОпыт локальных войн и военных конфликтов показал, что существующие колесные и гусеничные машины (БТР-80, БРДМ, БМП, МТ-ЛБ) не всегда обеспечивают должную защиту личного состава на поле боя.
В связи с этим КБ транспортного машиностроения (КБТМ. г. Омск, главный конструктор Д. Агеев) разработало и совместно с Омским заводом транспортного машиностроения ("Омсктрансмаш") изготовило опытный образец тяжелого бронетранспортера (БТР-Т) на базе танка Т-55. Большое количество этих танков находится на вооружении армий других стран и могут быть использованы для создания на их базе тяжелых бронетранспортеров пехоты.
Впервые БТР-Т был продемонстрирован на выставке вооружений ВТТВ-97 (г.Омск, 1997 г.). По предварительным оценкам экспертов стоимость машины типа БТР-Т может составить 600 тыс. дол., а стоимость переоборудования танка Т-55 в БТР-Т значительно дешевле.
НазначениеБТР-Т предназначен для эффективной защиты личного состава мотострелковых подразделений на поле боя в условиях огневого контакта с противником, а также поражения его целей. Бронетранспортер оснащен системой постановки дымовых завес и встроенной динамической защитой.
Компоновка и основные конструктивные особенностиПереоборудование танка Т-55 в БТР-Т предусматривает установку в передней части корпуса вместо танковой низкопрофильной башни с различным вооружением. Одновременно, с целью создания дополнительного места для экипажа и десанта наращиваются борта в передней части машины. Моторно-трансмиссионное отделение сохраняется в кормовой части машины.
Внутреннее пространство корпуса, кроме моторно-трансмиссионного отделения, занимает отсек для размещения в нем отделения управления, боевого и десантного отделений. Слева в его передней части располагается механик-водитель, справа от него установлена низкопрофильная башня с вооружением, а в задней части – места для пяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой.
Для посадки и высадки десанта используются люки - справа спереди, за башней и два в задней ее части. Крышки последних имеют встроенные призменные блоки для наблюдения, которые открываются вертикально и служат дополнительной защитой при расположении десантников на верху машины.
Для обзора местности десантное отделение оборудовано перископическими приборами наблюдения.
ЗащищенностьДля повышения защиты расчета полностью закрытый корпус БТР-Т, в отличие от базовой машины, имеет встроенную динамическую и дополнительную противоминную защиту, что довело уровень эквивалентной броневой защиты до 600 мм.
С этой целью лобовые броневые детали и борта машины оснащены пакетом динамической защиты последнего поколения "Контакт-5", которая обеспечивает высокий уровень защиты не только от кумулятивных, но и от бронебойных подкалиберных боеприпасов. Подобная защита используется на современных российских танках Т-80У и Т-90С.
Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними над гусеницами размещается различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности, чем достигается защита и от кумулятивных снарядов.
Повышение противоминной защиты днища достигается установкой дополнительного бронирования с воздушной прослойкой между ним и самим днищем, что значительно снижает воздействие взрывной волны.
Защищенности машины способствуют 4 блока по 3 пусковые установки в каждом для отстрела дымовых или аэрозольных гранат, установленные в кормовой части машины. Постановка дымовых (аэрозольных) завес осуществляется вперед по ходу машины.
Кроме того, БТР-Т имеет термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес за счет впрыска топлива в выхлопной тракт.
Обитаемые отделения оборудованы современной системой жизнеобеспечения и обеспечивают экипажу и десанту возможность действовать в условиях применения оружия массового поражения в любых климатических условиях.
ВооружениеПри оснащении БТР-Т вооружением использован модульный принцип, позволяющий установить на нем различные комплексы вооружения с учетом требований заказчика. В общем случае набор вооружения может обеспечить эффективную борьбу не только с бронированными наземными и надводными, но и воздушными целями.
На БТР-Т возможна установка следующих вариантов вооружения:
30-мм автоматическая 30-мм пушка 2А42, 2 пусковых установки ПТУР "Конкурс";
30-мм автоматическая пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17;
два 30-мм двуствольных автомат 2А38;
12,7-мм зенитный пулемет НСВТ типа "Утес" или "КОРД", 2 пусковые установки ПТУР "Конкурс";
12,7-мм зенитный пулемет НСВТ типа "Утес" или "КОРД" и автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.
Боекомплект 30-мм патронов составляет 250 шт., ракет ПТУР – 3 шт.
Кроме указанного вооружения на БТР-Т могут быть установлены образцы вооружения зарубежного производства по выбору заказчика.
ПодвижностьДля сохранения подвижности на уровне танка Т-55 и компенсации возросшей массы (до 38, 5 т) на БТР-Т установлена двигательная установка мощностью 680 л.с. с усовершенствованной трансмиссией. При движении по шоссе бронетранспортер развивает максимальную скорость 50 км/ч. Он способен преодолевать подъем до 32 град., вертикальную стенку высотой 0,8 м, ров шириной 2,7 м и без подготовки водную преграду глубиной 1,4 м, а с использованием ОПВ – 5 м (рекордное для БТР подобного класса).
Дополнительная информацияЭкипаж машины включает механика-водителя (в передней части) и командира-наводчика, который находится в башне. В десантном отделении могут размещаться 5 полностью экипированных пехотинца-десантника.
Используя конструктивные решения, заложенные в проект БТР-Т, машины подобного класса могут быть созданы на базе любого устаревшего танка российского или зарубежного производства.