До лета 1943 года немцы подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению. Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, a Pz. IV — тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной «панцерваффе». История же его началась одновременно с другими танками, с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.
В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen — ротная командирская машина). Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе, только одна — «Даймлер-Бенц» — получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи — пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz. IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf. С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска. Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.
Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN — началось производство первой массовой модификации «тройки» —Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III, стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках. Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа. Противники же их пришли к этому значительно позже — лишь к 1943-1944 годам.
PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46,5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR мощностью 300 л. с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км — при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев — с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу — одна шестерня. Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы. Ширина гусеничных лент — 360 мм — была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью. Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Тактико-технические характеристикиPzKpfw III Ausf. EБоевая масса, т19,5Экипаж, чел.5Длина5380Ширина2910Высота2440Клиренс385Броня, мм:16-30Лоб, борт, башня30Крыша18Днище16Удельное давление на грунт, кг/см20,95Скорость (по шоссе), км/ч40Запас хода (по шоссе), км/ч165Подьем, град.30Ширина рва, м2,3Высота стенки, м0,6Глубина брода, м0,8
ВооружениеВариантТипКалибр, ммМодельКол-воБоекомплект / 1 Пушка37KwK L46.51131 Пулемет7,92MG3434500
Тактико-технические характеристикиPzKpfw III Ausf. GБоевая масса, т20,3Экипаж, чел. 5 Длина, мм 5690 Ширина, мм 2810 Высота, мм 2335 Клиренс, мм 385 Брони, мм 16-70 Скорость (по шоссе), км/ч 40 Запас хода (по шоссе), км: 145 Запас хода (по рокаде), км: 85 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,60 Ширина рва, м 2.20 Глубина брода, м 0,80
ВооружениеВариантТипКалибр, ммМодельКол-воБоекомплект / 1 Пушка50KwK 38 1/42199 Пулемет7,92MG3423750
Тактико-технические характеристикиPzKpfw III Ausf. LБоевая масса, т22,7Экипаж, чел. 5 Длина, мм 6412 Ширина, мм 2920 Высота, мм 2510 Клиренс, мм 385 Броня, мм: 30-70 Лоб 70 Борт 30 Корма 50 Башня 30-50 Скорость (по шоссе), км/ч 40 Запас хода (по шоссе), км: 145 Запас хода (по рокаде), км: 85 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,60 Ширина рва, м 2,20 Глубина брода, м 0,80
ВооружениеВариантТипКалибр, ммМодельКол-воБоекомплект / 1 Пушка50KwK 39 L/60184 Пулемет7,92MG3422700
Основные модификацииМодельОсобенностиКол-во экз.Pz.IIIAпредсерийный вариант массой 15,4 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел. Габариты: 5690х2810х2335 мм. Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три пулемета MG 34.10Pz.IIIBновая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и подвеской на листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz.IVA.15Pz.IIICнезначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменена подвеска.15Pz.IIIDтолщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Несколько изменена подвеска и введена новая командирская башенка. Боевая масса 19,8 т.50Pz.IIIEсовершенно новая ходовая часть с шестью опорными катками, торсионная подвеска. Двигатель Maybach HL120TR мощностью 30 л.с. Введены двустворчатые бортовые люки в башне, новая установка курсового пулемета. Изменениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса 19,5 т.96Pz.IIIFнезначительно модернизированный Pz.IIIE, в последующем все танки вариантов Pz.IIIE и Pz.IIIF были перевооружены 50-мм пушкой KwK 38, число пулеметов сократилось до двух.435Pz.IIIGнезначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская башенка с пятью смотровыми приборами.600Pz.IIIHновая конструкция направляющего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кормовая часть башни.310Pz.IIIJлобовая броня толщиной 50 мм, новый тип установки курсового пулемета. С декабря 1941 года—50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров2616Pz.IIIL (Sd.Kfz.141/1)увеличенная толщина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Боевая масса 22,7 т. Габариты: 6412х2920х2510 мм. Двигатель и вооружение, как у Pz.IIIJ последних выпусков.653Pz.IIIM (Sd.Kfz.141/1)последний вариант Pz.III в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначительные отличия от Pz.IIIL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоления без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы.250Pz.IIIN (Sd.Kfz.141/2)штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня, как у Pz.IIIL и Pz.IIIM.663