Уничтоженный «Ягдтигр» с подвеской «Порше»
Следуя традиции, которая заключалась в использовании состоявшего на вооружении танка для его переделки в САУ путем установки на его шасси пушки более крупного калибра, немцы сразу же увидели в тяжелом «Тигре II» потенциальную самоходку. Поскольку танк был вооружен 88-мм пушкой, то ставить на него следовало, следуя логике, более мощное 128-мм орудие. Начальная скорость его 28,3-килограммового снаряда была меньше, чем у 88-мм пушки, но на большей дальности его бронепробиваемость была выше.
С новым орудием «Ягдтигр» стал самой мощной массовой немецкой машиной второй мировой войны. Боекомплект самоходки состоял из 40 выстрелов и 1500 патронов калибра 7,92 мм для пулемета MG 34. Шасси «Тигра II» конструктивно осталось тем же, но его удлинили на 25 сантиметров. На нем была установлена большая рубка с большими углами наклона броневых листов. Поскольку маска пушки не позволяла продлить лобовой лист вверх, как это было на машинах, сделанных на базе «Пантеры», пришлось установить лобовую броню с вырезом в несколько десятков сантиметров на верхнюю часть корпуса. Толщина этого броневого листа достигала внушительной цифры — 250 мм.
Первый прототип самоходной установки был готов к концу 1943 года, после чего сразу же последовал заказ на партию из 150 машин. Однако реально фирмой «Нибелунген» было построено только 70 «Ягдтигров», из которых к концу войны в строю осталось не больше 48 единиц.
Если не принимать во внимание сложности производства машины такого типа, «Ягдтигр» изначально имел большой недостаток — чрезмерный вес, из-за чего двигатель и трансмиссия работали на пределе своих возможностей. Самоходка могла передвигаться только по хорошим дорогам, а проезд через мосты и преодоление водных преград стали настоящим кошмаром. И хотя на бумаге характеристики «Ягдтигра» были теми же, что и у базового танка, в действительности он потреблял гораздо больше горючего, и при этом имел значительно меньший запас хода.
Для воюющей страны, испытывавшей острый дефицит топлива, производство и эксплуатация таких машин была непозволительной роскошью. Как и танки «Тигр II», истребители танков «Ягдтигры» использовались малыми группами и обеспечивали необходимую поддержку, если того требовал ход боя. Очень быстро выяснилось, что самым главным недостатком «Ягдтигров» была их невысокая подвижность, поэтому они принимали участие только в последних сражениях второй мировой войны на Западном фронте. Первый батальон тяжелых противотанковых самоходных установок «Ягдтигр», получивший номер 512, был сформирован летом 1944 года. Боевое крещение он получил в марте 1945 года под Рейном. Тогда «Ягдтигры» поражали американские танки с дистанции свыше 2500 м.
Тактико-технические характеристики «Ягдтигр»
Боевая масса, т 70,0
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт 77
Размеры
- Длина корпуса, мм 7800, 10660 с пушкой
- Ширина корпуса, мм 3630
Бронирование
- Тип брони катаная низкой и средней твердости поверхностно закалённая
- Лоб корпуса (верх), мм/град. 150/50
- Борт корпуса (верх), мм/град. 80/25
- Днище, мм 40
- Крыша корпуса, мм 40
- Лоб рубки, мм/град. 250/15
Вооружение
Калибр и марка пушки 128-мм PaK44
Длина ствола, калибров 55
Боекомплект пушки 40
Пулемёт(ы) 1 х 7,92 MG 34
Боекомплект пулемёта(ов) 1500
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый, карбюраторный
Модель двигателя «Майбах» HL230P30
Мощность двигателя, л.с. 700
Запас хода по шоссе, км 170
Удельная мощность, л.с./т 10
Тип подвески торсионная
Скорость по шоссе, км/ч 38
Скорость по пересечённой
местности, км/ч 16